Атомный подводный ракетный крейсер «Курск». Фото из архива Владимира БУЛЫГИНА.
Сегодня исполняется одиннадцать лет со дня одной из наиболее трагических катастроф в истории мирового подводного флота. 12 августа 2000 года во время учений Северного флота в Баренцевом море в 157 километрах от Североморска затонул атомный подводный ракетный крейсер (АПРК) «Курск» с экипажем из 118 человек. Восемь моряков «Курска» были похоронены в Севастополе. Рассматривалось несколько версий гибели лодки: взрыв учебной торпеды, атака террориста-смертника, подрыв на мине второй мировой войны, а также атака «Курска» американской подводной лодкой. В итоге статус официальной приобрела версия о взрыве торпеды. Но эксперты склонны считать, что правду о гибели лодки мы узнаем не раньше, чем через несколько десятилетий. Всего же за годы «холодной войны» в результате катастроф и аварий СССР потерял 12 подводных лодок - семь дизельных и пять атомных, многие из которых погибли от столкновения с подводными лодками ВМС США. Мы связались с городом Видяево (Россия) - базой АПРК «Курск». Наш собеседник, последний начальник химической службы первой советской атомной подводной лодки «К-19», за многочисленные аварии прозванной на флоте «хиросима», мичман запаса Владимир БУЛЫГИН поделился с «Крымской правдой» своей версией гибели «Курска» и рассказал о том, насколько правдоподобен нашумевший американский фильм о советских подводниках «К-19»: оставляющая вдов».
ОХОТА С ЯДЕРНОЙ «ДУБИНОЙ»
- Так что же, по-вашему, стало причиной гибели АПРК «Курск»?
- Действия американской атомной подводной лодки ВМС США «Мемфис».
- Но если «Курск» торпедировала американская подводная лодка, то по какой причине? Неужели оборудование и вооружение «Курска» не позволили бы ему атаковать в ответ и не дать уйти американской лодке?
- Не всё так просто, как может показаться на первый взгляд. По имеющейся информации, на борту лодки «Мемфис» была установлена экспериментальная боевая информационная управляющая система, которая в автоматическом режиме способна собирать информацию об окружающей обстановке и самостоятельно принимать решение о применении оружия. Но эта система должна быть отключена при нахождении у берегов вероятного противника, то есть России. Почему система оказалась включённой, могут сказать только американские эксперты. Вообще подводный бой - вещь скоротечная. Произошло это в мирное, а не военное время. Вряд ли командование «Курска» могло всерьёз рассматривать вариант атаки со стороны чужих. Есть и другая точка зрения: подводное столкновение кораблей произошло во время игры в кошки-мышки, то есть при охоте друг на друга. Такая практика часто применяется американцами и русскими. Подобным образом в начале 90-х годов XX века была практически уничтожена американская подводная лодка «Батон-Руж», которой российская лодка «Кострома» пропорола брюхо выдвижными устройствами. Тогда погибли американские моряки, а «Батон-Руж» едва дошла до базы в Норвегии. К слову, выдвижные устройства на рубке «Курска» в момент гибели были выдвинуты, а это говорит о том, что лодка всплывала либо погружалась. «Мемфис», как и «Батон-Руж», отправился на норвежскую базу НАТО на ремонт. А Видяево - база не только «Курска», но и «Костромы».
- Сейсмологи норвежского сейсмического института «НОРСАР» зафиксировали два взрыва в районе катастрофы «Курска» в Баренцевом море. Первый - силой 1,5 балла, ещё через две минуты - силой 3,5 балла, но взорвался один «Курск». Откуда взялся второй взрыв?
- Основываясь на своём опыте и беседах с сослуживцами, в том числе с теми, кто служил на «Курске» и не пошёл тогда в море, а их осталось трое, могу сказать, что, видимо, дело было так. В результате внешнего воздействия (столкновение или удар торпеды) была повреждена одна из торпед на борту АПРК «Курск», в результате чего она взорвалась. После первого взрыва произошла детонация остального боезапаса в торпедном отсеке, ставшая причиной гибели корабля.
- Как насчёт версии, что «Курск» был торпедирован собственной торпедой, система самонаведения которой включилась самопроизвольно?
- Нет, этого не могло произойти.
- Говорят, что «Курск» должен был осуществить показательный выстрел экспериментальной торпедой «Шквал», способной развивать скорость в воде до 500 километров в час.
- Да. С новым экспериментальным двигателем.
- Поэтому на «Курске» и присутствовали представители завода «Дагдизель», где выпускались эти движки....
- На учениях испытания новой техники проводить нельзя!
- А где можно?
- На специальных закрытых для судоходства полигонах, с соблюдением мер особой безопасности, с привлечением спасательной техники.
- Выходит, торпеда тут ни при чём?
- Бывали случаи непроизвольного запуска двигателей торпед в отсеке в подводном положении, и ничего, никто не погибал, хотя это и неприятно.
- Если на подводных лодках запрещено проводить испытания торпед, не означает ли это, что командование теоретически могло предполагать вероятность «внештатной ситуации»?
- Да...
НА ГРАНИ ТРЕТЬЕЙ МИРОВОЙ
- 22 августа 2000 года на интернет-сайте «Правда.ру» появилось сообщение, которое не было опубликовано в печатной версии издания и просуществовало в Интернете лишь несколько часов. «В субботу, 12 августа, инцидент, происшедший в Баренцевом море, мог привести к третьей мировой войне. В течение нескольких дней мир был подвешен на ниточке, и любой неверный политический шаг мог привести к обмену ядерными ударами. К счастью, инцидент был урегулирован дипломатическим путём». Насколько, на ваш взгляд, это соответствовало действительности?
- Это может быть правдой. Но политическое руководство России не было готово к жёсткой конфронтации с США, как это было во времена Карибского кризиса при Хрущёве. И, видимо, постаралось выжать из инцидента максимум политических и экономических дивидендов. К примеру, США прекратили травлю России из-за Чечни и Северного Кавказа.
- Говорили и о том, что «Курск» не подавал сигналы SOS, а их якобы подала другая подлодка, и вначале это ввело в заблуждение руководство флота.
У «Курска» был позывной «Винтик», и, по словам вице-адмирала Михаила Моцака, с этим позывным уже после аварии в эфир выходил «неизвестный корреспондент». Неужели связь подводной лодки легко подделать?
- Это сложно и не имеет смысла, поскольку у каждой лодки или корабля собственный позывной. Да и наверняка существует защита от таких ложных вызовов. Зачем некой лодке было выходить в эфир с позывными «Курска»? На час-два ввести кого-то в заблуждение?
- Есть информация, что незадолго до гибели штаб получил радиограмму с «Курска», в которой командир запрашивал «добро» на отстрел аварийного боезапаса с лодки. Говорили, что если бы боезапас не был загружен, столь страшной катастрофы не случилось бы. Как расцениваете эту версию?
- Какие конкретно задачи на выход в море были у «Курска», точно знать может только штаб флота, и боевое оружие на борт могло быть загружено именно в зависимости от этих задач. Может быть, перед «Курском» была поставлена задача осуществлять контроль над атомными ракетными крейсерами стран НАТО с баллистическим ядерным оружием на борту, которые постоянно находятся у берегов Кольского полуострова, на случай войны. Но у «Курска» не могло быть ядерного оружия, поскольку оно загружается только при выходе на боевую службу в автономное плавание.
ПОЖАР В ОТСЕКЕ ЖИВУЧЕСТИ
- Каков запас прочности лодок такого класса, как «Курск»? Сколько могли продержаться моряки под водой?
- Этот тип подводных лодок, получивший у американцев наименование «Оскар-2», без преувеличения, один из самых живучих среди лодок подобного класса в мире. Моряки, при наличии одежды и если бы не замёрзли, могли бы продержаться долго, не одну неделю. Хотя после чудовищного взрыва, который потряс лодку, чудом является уже то, что кто-то смог выжить вообще.
- Какие средства спасения, кроме возможности покинуть лодку через отсек живучести, предусмотрены на АПРК?
- Всплывающая спасательная камера, расположенная в рубке. Но она была повреждена взрывом, и попасть туда можно было только через центральный пост «Курска», который был разрушен. Есть спасательные плоты в отсеках-убежищах и дыхательные аппараты ИДА-59.
- Если теоретически моряков могли спасти, то что стало «критической точкой» катастрофы, после чего спасение стало невозможным?
- Пожар, вспыхнувший в девятом отсеке. Я разговаривал с ребятами, которые были на опознании тел моряков с «Курска» в прокуратуре после того, как их подняли со дна. У многих половина тела и половина лица были сожжены. Пожар случился, видимо, во время смены кассет в фильтрах очистки воздуха, дышать ведь чем-то нужно было. В отсеке темно, холодно, на переборках конденсат. По повреждённым линиям вала через сальники начала поступать вода. Видимо, дали противодавление в отсек, чтобы сдержать воду. Кассеты боятся воды и масла. Их, возможно, уронили или просто попала вода. В результате пожара в отсеке выгорели остатки воздуха.
СЕКРЕТ ЧЕРЕЗ 30 ЛЕТ
- Почему наших водолазов не направили для спасательных работ на «Курск»?
- Для водолазов это большая глубина. Направили спасательные батискафы, но, видимо, что-то не срослось.
- А почему норвежцам не дали возможность спасти моряков? Они же были в полной готовности.
- Адмиралам было страшно потерять свои погоны и должности. Хотя они их всё равно потеряли. К тому же Норвегия - страна НАТО. И нужно было всё сохранить в тайне. Наши лодки охраняли этот район и обследовали место аварии, поскольку там было много секретов: документы, приборы.
- Эксперты говорят, что правда о «Курске» может всплыть лет через тридцать. Вы с этим согласны?
- Да. О том, что около половины томов уголовных дел по «Курску» засекречены, мне говорили родители одного из погибших офицеров, которых знакомили с материалами. Обычно на такие дела накладывают гриф секретности как минимум на несколько десятилетий. Но то, что спецслужбы знают правду, - неоспоримо.
СОВЕТСКИЕ «ЗВЁЗДЫ» ГОЛЛИВУДА
- Как обстояло дело с аварийностью на советской «хиросиме» - лодке «К-19», на которой вам довелось служить? Сколько там произошло аварий, приходилось ли попадать во внештатные ситуации?
- Массовая гибель женщин-рабочих в цистернах лодки во время её строительства, авария на реакторе в 1961 году, тяжелейший пожар в 1972 году. При мне случались только мелкие аварии. Однажды был выброс нескольких тонн воды из первого контура в реакторном отсеке. Сыграли тревогу «радиационная опасность», водичка была «грязная». Такое вот ЧП! За всё время существования лодки на её борту погибло более 50-ти гражданских и военных. Но, как ни странно, этот крайне несчастливый корабль закончил свою жизнь не на дне океана. Я состоял в последнем составе экипажа «К-19», участвовал в последней выгрузке активной зоны реакторов.
- Так вы - друг голливудского актёра Харрисона Форда, сыгравшего в знаменитом фильме о «К-19» роль её командира, капитана Алексея Вострикова?
- (Смеётся). Американцы планировали снимать этот фильм у нас, продюсер приезжала на
«К-19», фотографировала. В итоге роль «К-19» в фильме сыграла списанная советская лодка «К-77» - дизельная, с крылатыми ракетами, которую замаскировали под «главную героиню».
- После съёмок кинокомпания придала лодке первоначальный вид, затем она пять лет была музеем в городе Провиденс, штат Род-Айленд. Как оцениваете американскую ленту о советской подводной лодке?
- Там много голливудщины. Американцам надо было хотя бы пригласить нормальных экспертов. Но ведь фильм в первую очередь предназначен для обывателя, а не для специалиста.
- Есть ли в фильме откровенные ляпы, которых не могло быть в реальной жизни подводников?
- Немало. Например, взаимоотношения между военнослужащими на борту у нас были совершенно иными, чем показано в фильме. Хотя, надо признать, Харрисон Форд великолепно сыграл роль командира.
ПОЦЕЛОВАТЬ КУВАЛДУ
- Как подводники проводят свободное от вахты время, находясь в длительном автономном плавании?
- Сон, чтение, компьютеры у тех, кто смог пронести их на борт мимо особого отдела. Но реально свободного времени мало: отработки, учения, тревоги, приборки в отсеках. Море сильно изматывает.
- Как на лодке со спиртным?
- Пили, пьют и будут пить!
- Как кормят подводников? Что входит в рацион питания?
- Во многом это зависит от интендантов и коков. Если они «крученые», питание в море будет классным: много мяса, рыбы, сливочного масла, витаминов. Паёк очень калорийный, поэтому у подводников часто развивается профессиональная болезнь - ожирение (смеётся). Но если интендант и кок ни рыба ни мясо, то экипаж может пострадать.
- Подводники пишут письма домой? И можно ли это делать?
- Не пишут. Их просто нет возможности отправить, поскольку лодки «в автономках» не всплывают. С собой берут мобильные телефоны. Если особист увидит, за это могут строго наказать, но всё равно телефоны берут и всё равно звонят во время всплытий - на перекурах на верхней палубе.
- Какие морские традиции существуют на лодке?
- Морякам дают выпить плафон забортной воды из глубины, после чего нужно поцеловать подвешенную раскачивающуюся и намазанную дёгтем кувалду. При встрече «из автономки» экипажу преподносят жареных поросят.
- Правда ли, что ввиду тяжести работы подводников командование прощает им такие вещи, за которые любого другого военного отдали бы под суд?
- Неправда. Спрос с нас очень строг, особенно в последнее время. Основной вид наказания сегодня - увольнение в запас.
ИНФОДОСЬЕ «КП»
Владимир БУЛЫГИН. Стать моряком мечтал с детства. К этому подтолкнуло чтение книг, фильмы «Крик дельфина» и «Пираты XX века». В военкомате сам попросил отправить его служить на флот. 1989-1991 годы - школа техников ВМФ России (Кронштадт). Звание - мичман. Служба: 1991-1993 годы - тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Горшков»; 1993-1996 годы - тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов»; 1996-2004 годы - атомная подводная лодка (АПЛ) «К-19»; 2009-2010 годы - АПЛ «Тамбов» и «Даниил Московский». Любит жареную картошку, селёдку «под шубой», борщ. Из напитков предпочитает квас, минеральную воду (настоящую, из скважины). Считает, что «телевизор - зло, за очень редким исключением». В последнее время смотрит только сериал «Интерны». Любимые авторы - Достоевский, Гоголь, Пушкин. Любимые книги: «Братья Карамазовы», «Мёртвые души», «Подросток». В людях ценит порядочность, скромность, доброту, ум.
Алексей ЕРМОЛИН.