Суббота, 17.04.2021, 00:17Главная | Регистрация | Вход

Форма входа

Приветствую Вас Гость!

Поиск

Мини-чат

200

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 41

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Каталог статейКаталог статей
Главная » Статьи » Мои статьи

ПОСЛЕДНИЙ МИЧМАН СОВЕТСКОЙ «ХИРОСИМЫ»
  • 12 Августа 2011
  • 10:44
  • Общество

ПОСЛЕДНИЙ МИЧМАН СОВЕТСКОЙ «ХИРОСИМЫ»

СЧИТАЕТ, ЧТО РОССИЙСКИЙ «КУРСК» АТАКОВАЛА ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ВМС США

Последний мичман советской «хиросимы»
Атомный подводный ракетный крейсер «Курск». Фото из архива Владимира БУЛЫГИНА.

Сегодня исполняется одиннадцать лет со дня одной из наиболее трагических катастроф в истории мирового подводного флота. 12 августа 2000 года во время учений Северного флота в Баренцевом море в 157 километрах от Североморска затонул атомный подводный ракетный крейсер (АПРК) «Курск» с экипажем из 118 человек. Восемь моряков «Курска» были похоронены в Севастополе. Рассматривалось несколько версий гибели лодки: взрыв учебной торпеды, атака террориста-смертника, подрыв на мине второй мировой войны, а также атака «Курска» американской подводной лодкой. В итоге статус официальной приобрела версия о взрыве торпеды. Но эксперты склонны считать, что правду о гибели лодки мы узнаем не раньше, чем через несколько десятилетий. Всего же за годы «холодной войны» в результате катастроф и аварий СССР потерял 12 подводных лодок - семь дизельных и пять атомных, многие из которых погибли от столкновения с подводными лодками ВМС США. Мы связались с городом Видяево (Россия) - базой АПРК «Курск». Наш собеседник, последний начальник химической службы первой советской атомной подводной лодки «К-19», за многочисленные аварии прозванной на флоте «хиросима», мичман запаса Владимир БУЛЫГИН поделился с «Крымской правдой» своей версией гибели «Курска» и рассказал о том, насколько правдоподобен нашумевший американский фильм о советских подводниках «К-19»: оставляющая вдов».

ОХОТА С ЯДЕРНОЙ «ДУБИНОЙ»

- Так что же, по-вашему, стало причиной гибели АПРК «Курск»?

- Действия американской атомной подводной лодки ВМС США «Мемфис».

- Но если «Курск» торпедировала американская подводная лодка, то по какой причине? Неужели оборудование и вооружение «Курска» не позволили бы ему атаковать в ответ и не дать уйти американской лодке?

- Не всё так просто, как может показаться на первый взгляд. По имеющейся информации, на борту лодки «Мемфис» была установлена экспериментальная боевая информационная управляющая система, которая в автоматическом режиме способна собирать информацию об окружающей обстановке и самостоятельно принимать решение о применении оружия. Но эта система должна быть отключена при нахождении у берегов вероятного противника, то есть России. Почему система оказалась включённой, могут сказать только американские эксперты. Вообще подводный бой - вещь скоротечная. Произошло это в мирное, а не военное время. Вряд ли командование «Курска» могло всерьёз рассматривать вариант атаки со стороны чужих. Есть и другая точка зрения: подводное столкновение кораблей произошло во время игры в кошки-мышки, то есть при охоте друг на друга. Такая практика часто применяется американцами и русскими. Подобным образом в начале 90-х годов XX века была практически уничтожена американская подводная лодка «Батон-Руж», которой российская лодка «Кострома» пропорола брюхо выдвижными устройствами. Тогда погибли американские моряки, а «Батон-Руж» едва дошла до базы в Норвегии. К слову, выдвижные устройства на рубке «Курска» в момент гибели были выдвинуты, а это говорит о том, что лодка всплывала либо погружалась. «Мемфис», как и «Батон-Руж», отправился на норвежскую базу НАТО на ремонт. А Видяево - база не только «Курска», но и «Костромы».

- Сейсмологи норвежского сейсмического института «НОРСАР» зафиксировали два взрыва в районе катастрофы «Курска» в Баренцевом море. Первый - силой 1,5 балла, ещё через две минуты - силой 3,5 балла, но взорвался один «Курск». Откуда взялся второй взрыв?

- Основываясь на своём опыте и беседах с сослуживцами, в том числе с теми, кто служил на «Курске» и не пошёл тогда в море, а их осталось трое, могу сказать, что, видимо, дело было так. В результате внешнего воздействия (столкновение или удар торпеды) была повреждена одна из торпед на борту АПРК «Курск», в результате чего она взорвалась. После первого взрыва произошла детонация остального боезапаса в торпедном отсеке, ставшая причиной гибели корабля.

- Как насчёт версии, что «Курск» был торпедирован собственной торпедой, система самонаведения которой включилась самопроизвольно?

- Нет, этого не могло произойти.

- Говорят, что «Курск» должен был осуществить показательный выстрел экспериментальной торпедой «Шквал», способной развивать скорость в воде до 500 километров в час.

- Да. С новым экспериментальным двигателем.

- Поэтому на «Курске» и присутствовали представители завода «Дагдизель», где выпускались эти движки....

- На учениях испытания новой техники проводить нельзя!

- А где можно?

- На специальных закрытых для судоходства полигонах, с соблюдением мер особой безопасности, с привлечением спасательной техники.

- Выходит, торпеда тут ни при чём?

- Бывали случаи непроизвольного запуска двигателей торпед в отсеке в подводном положении, и ничего, никто не погибал, хотя это и неприятно.

- Если на подводных лодках запрещено проводить испытания торпед, не означает ли это, что командование теоретически могло предполагать вероятность «внештатной ситуации»?

- Да...

НА ГРАНИ ТРЕТЬЕЙ МИРОВОЙ

- 22 августа 2000 года на интернет-сайте «Правда.ру» появилось сообщение, которое не было опубликовано в печатной версии издания и просуществовало в Интернете лишь несколько часов. «В субботу, 12 августа, инцидент, происшедший в Баренцевом море, мог привести к третьей мировой войне. В течение нескольких дней мир был подвешен на ниточке, и любой неверный политический шаг мог привести к обмену ядерными ударами. К счастью, инцидент был урегулирован дипломатическим путём». Насколько, на ваш взгляд, это соответствовало действительности?

- Это может быть правдой. Но политическое руководство России не было готово к жёсткой конфронтации с США, как это было во времена Карибского кризиса при Хрущёве. И, видимо, постаралось выжать из инцидента максимум политических и экономических дивидендов. К примеру, США прекратили травлю России из-за Чечни и Северного Кавказа.

- Говорили и о том, что «Курск» не подавал сигналы SOS, а их якобы подала другая подлодка, и вначале это ввело в заблуждение руководство флота.
У «Курска» был позывной «Винтик», и, по словам вице-адмирала Михаила Моцака, с этим позывным уже после аварии в эфир выходил «неизвестный корреспондент». Неужели связь подводной лодки легко подделать?

- Это сложно и не имеет смысла, поскольку у каждой лодки или корабля собственный позывной. Да и наверняка существует защита от таких ложных вызовов. Зачем некой лодке было выходить в эфир с позывными «Курска»? На час-два ввести кого-то в заблуждение?

- Есть информация, что незадолго до гибели штаб получил радиограмму с «Курска», в которой командир запрашивал «добро» на отстрел аварийного боезапаса с лодки. Говорили, что если бы боезапас не был загружен, столь страшной катастрофы не случилось бы. Как расцениваете эту версию?

- Какие конкретно задачи на выход в море были у «Курска», точно знать может только штаб флота, и боевое оружие на борт могло быть загружено именно в зависимости от этих задач. Может быть, перед «Курском» была поставлена задача осуществлять контроль над атомными ракетными крейсерами стран НАТО с баллистическим ядерным оружием на борту, которые постоянно находятся у берегов Кольского полуострова, на случай войны. Но у «Курска» не могло быть ядерного оружия, поскольку оно загружается только при выходе на боевую службу в автономное плавание.

ПОЖАР В ОТСЕКЕ ЖИВУЧЕСТИ

- Каков запас прочности лодок такого класса, как «Курск»? Сколько могли продержаться моряки под водой?

- Этот тип подводных лодок, получивший у американцев наименование «Оскар-2», без преувеличения, один из самых живучих среди лодок подобного класса в мире. Моряки, при наличии одежды и если бы не замёрзли, могли бы продержаться долго, не одну неделю. Хотя после чудовищного взрыва, который потряс лодку, чудом является уже то, что кто-то смог выжить вообще.

- Какие средства спасения, кроме возможности покинуть лодку через отсек живучести, предусмотрены на АПРК?

- Всплывающая спасательная камера, расположенная в рубке. Но она была повреждена взрывом, и попасть туда можно было только через центральный пост «Курска», который был разрушен. Есть спасательные плоты в отсеках-убежищах и дыхательные аппараты ИДА-59.

- Если теоретически моряков могли спасти, то что стало «критической точкой» катастрофы, после чего спасение стало невозможным?

- Пожар, вспыхнувший в девятом отсеке. Я разговаривал с ребятами, которые были на опознании тел моряков с «Курска» в прокуратуре после того, как их подняли со дна. У многих половина тела и половина лица были сожжены. Пожар случился, видимо, во время смены кассет в фильтрах очистки воздуха, дышать ведь чем-то нужно было. В отсеке темно, холодно, на переборках конденсат. По повреждённым линиям вала через сальники начала поступать вода. Видимо, дали противодавление в отсек, чтобы сдержать воду. Кассеты боятся воды и масла. Их, возможно, уронили или просто попала вода. В результате пожара в отсеке выгорели остатки воздуха.

СЕКРЕТ ЧЕРЕЗ 30 ЛЕТ

- Почему наших водолазов не направили для спасательных работ на «Курск»?

- Для водолазов это большая глубина. Направили спасательные батискафы, но, видимо, что-то не срослось.

- А почему норвежцам не дали возможность спасти моряков? Они же были в полной готовности.

- Адмиралам было страшно потерять свои погоны и должности. Хотя они их всё равно потеряли. К тому же Норвегия - страна НАТО. И нужно было всё сохранить в тайне. Наши лодки охраняли этот район и обследовали место аварии, поскольку там было много секретов: документы, приборы.

- Эксперты говорят, что правда о «Курске» может всплыть лет через тридцать. Вы с этим согласны?

- Да. О том, что около половины томов уголовных дел по «Курску» засекречены, мне говорили родители одного из погибших офицеров, которых знакомили с материалами. Обычно на такие дела накладывают гриф секретности как минимум на несколько десятилетий. Но то, что спецслужбы знают правду, - неоспоримо.

СОВЕТСКИЕ «ЗВЁЗДЫ» ГОЛЛИВУДА

- Как обстояло дело с аварийностью на советской «хиросиме» - лодке «К-19», на которой вам довелось служить? Сколько там произошло аварий, приходилось ли попадать во внештатные ситуации?

- Массовая гибель женщин-рабочих в цистернах лодки во время её строительства, авария на реакторе в 1961 году, тяжелейший пожар в 1972 году. При мне случались только мелкие аварии. Однажды был выброс нескольких тонн воды из первого контура в реакторном отсеке. Сыграли тревогу «радиационная опасность», водичка была «грязная». Такое вот ЧП! За всё время существования лодки на её борту погибло более 50-ти гражданских и военных. Но, как ни странно, этот крайне несчастливый корабль закончил свою жизнь не на дне океана. Я состоял в последнем составе экипажа «К-19», участвовал в последней выгрузке активной зоны реакторов.

- Так вы - друг голливудского актёра Харрисона Форда, сыгравшего в знаменитом фильме о «К-19» роль её командира, капитана Алексея Вострикова?

- (Смеётся). Американцы планировали снимать этот фильм у нас, продюсер приезжала на
«К-19», фотографировала. В итоге роль «К-19» в фильме сыграла списанная советская лодка «К-77» - дизельная, с крылатыми ракетами, которую замаскировали под «главную героиню».

- После съёмок кинокомпания придала лодке первоначальный вид, затем она пять лет была музеем в городе Провиденс, штат Род-Айленд. Как оцениваете американскую ленту о советской подводной лодке?

- Там много голливудщины. Американцам надо было хотя бы пригласить нормальных экспертов. Но ведь фильм в первую очередь предназначен для обывателя, а не для специалиста.

- Есть ли в фильме откровенные ляпы, которых не могло быть в реальной жизни подводников?

- Немало. Например, взаимоотношения между военнослужащими на борту у нас были совершенно иными, чем показано в фильме. Хотя, надо признать, Харрисон Форд великолепно сыграл роль командира.

ПОЦЕЛОВАТЬ КУВАЛДУ

- Как подводники проводят свободное от вахты время, находясь в длительном автономном плавании?

- Сон, чтение, компьютеры у тех, кто смог пронести их на борт мимо особого отдела. Но реально свободного времени мало: отработки, учения, тревоги, приборки в отсеках. Море сильно изматывает.

- Как на лодке со спиртным?

- Пили, пьют и будут пить!

- Как кормят подводников? Что входит в рацион питания?

- Во многом это зависит от интендантов и коков. Если они «крученые», питание в море будет классным: много мяса, рыбы, сливочного масла, витаминов. Паёк очень калорийный, поэтому у подводников часто развивается профессиональная болезнь - ожирение (смеётся). Но если интендант и кок ни рыба ни мясо, то экипаж может пострадать.

- Подводники пишут письма домой? И можно ли это делать?

- Не пишут. Их просто нет возможности отправить, поскольку лодки «в автономках» не всплывают. С собой берут мобильные телефоны. Если особист увидит, за это могут строго наказать, но всё равно телефоны берут и всё равно звонят во время всплытий - на перекурах на верхней палубе.

- Какие морские традиции существуют на лодке?

- Морякам дают выпить плафон забортной воды из глубины, после чего нужно поцеловать подвешенную раскачивающуюся и намазанную дёгтем кувалду. При встрече «из автономки» экипажу преподносят жареных поросят.

- Правда ли, что ввиду тяжести работы подводников командование прощает им такие вещи, за которые любого другого военного отдали бы под суд?

- Неправда. Спрос с нас очень строг, особенно в последнее время. Основной вид наказания сегодня - увольнение в запас.

ИНФОДОСЬЕ «КП»

Владимир БУЛЫГИН. Стать моряком мечтал с детства. К этому подтолкнуло чтение книг, фильмы «Крик дельфина» и «Пираты XX века». В военкомате сам попросил отправить его служить на флот. 1989-1991 годы - школа техников ВМФ России (Кронштадт). Звание - мичман. Служба: 1991-1993 годы - тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Горшков»; 1993-1996 годы - тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов»; 1996-2004 годы - атомная подводная лодка (АПЛ) «К-19»; 2009-2010 годы - АПЛ «Тамбов» и «Даниил Московский». Любит жареную картошку, селёдку «под шубой», борщ. Из напитков предпочитает квас, минеральную воду (настоящую, из скважины). Считает, что «телевизор - зло, за очень редким исключением». В последнее время смотрит только сериал «Интерны». Любимые авторы - Достоевский, Гоголь, Пушкин. Любимые книги: «Братья Карамазовы», «Мёртвые души», «Подросток». В людях ценит порядочность, скромность, доброту, ум.

Алексей ЕРМОЛИН.

   
Категория: Мои статьи | Добавил: aluston (27.09.2011)
Просмотров: 591 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2021 | Создать бесплатный сайт с uCoz